Анна Зуева - кукольный художник. Куклы для нее - и работа, и хобби, и
творчество. Счастливая возможность заниматься любимым делом и не
зависеть ни от кого.
Первый шаг навстречу судьбе Анна сделала в детстве, когда пришла в
изостудию при Дворце пионеров.
О куклах тогда и не думала - просто нравилось что-то
рисовать, лепить. Вторым, уже более уверенным шагом, стали занятия в
Пермском художественном училище. И, наконец, третий шаг - учеба в
Свердловском архитектурном институте. Свою первую куклу Анна сделала
именно там. Совсем простенькая марионетка стала подарком на день
рождения подруге.
- Поскольку вуз у нас был художественный, все постоянно что-то
мастерили, - вспоминает Анна. - А ребята, живущие в общаге, своим
творчеством еще и подзаработать пытались. Помню, мне тоже хотелось
придумать что-нибудь этакое... Вот и придумала себе забаву на двадцать
лет.
С течением времени стиль мастера менялся. Анна использовала разные
по фактуре материалы, создавала разные образы. Сначала делала кукол из
папье-маше, затем перешла на горячие пластики, потом - на холодные,
самозатвердевающие материалы. Куклы последних лет изысканны,
декоративны и изящны. Каждую из них Анна аккуратно расписывает краской.
Сейчас для мастера это самое важное. Отличительная черта, «;фишка»,
примета стиля - называть можно по-разному.
Одна из кукол - задумчивая девушка в платке и русском сарафане с
маленькой уточкой в руках. Другая - торговка в разноцветном ярком
костюме, везущая на базар телегу с овощами. Третья - утонченная леди, в
красивом пышном платье, с устремленным ввысь взглядом, длинными
пальцами и... лысой головой. Детская шалость и в то же время
концептуальная авторская идея. Возможно, навеянная далекими
воспоминаниями. Ведь когда-то давно Ане подарили Барьку - немецкую
куклу, напоминающую маленького ребенка.
- Такая она была хорошенькая! - с восторгом вспоминает Анна. -
Небольшая, ручки-ножки с перетяжечками, как у малыша. И вот такая
шевелюра! Густая копна рыжих волос. Помню, чесала я их, чесала - и
вычесала все. И стала Барька лысая. Так было ее жалко... И вдруг - по
счастливой случайности - я познакомилась с тетенькой из кукольной
фабрики. Помню, сказала ей тогда, что очень Барьку люблю, а без волос
ей плохо. И тетенька унесла мою куклу к себе на фабрику. И вернула уже
с новыми волосами, лучше прежних.
Теперь Анна сама может договориться с каждой куклой. А потому
неудачных работ у мастера не бывает. Если что-то не выходит сразу -
переделывает, придумывает новые варианты, ищет решения. Но главную роль
в творческом процессе играет вдохновение.
- Иногда сидишь и сидишь с одной какой-нибудь деталью, - раскрывает
кукольница тайны творческих мук, - и ничего не выходит, и все не
нравится, и настроение плохое. А порой делаешь куклу на одном дыхании.
Тогда достаточно какой-то мелочи - кусочек ткани увидеть, позу
представить или жест. Иногда разговариваю с кем-то по телефону и что-то
рисую, не задумываясь. И вот нарисовались поза или поворот головы, и от
этого уже родился образ.
Куклы словно подсказывают художнику, какими хотят быть. А мастер
внимательно прислушивается к ним и к своему настроению, поэтому никогда
не спешит закончить работу.
Что ж, мистическое начало в образе кукол никто не отменял. Не зря в
древности они выполняли функцию идолов, оберегов, воплощали
божественное или темное начало.
- Однажды на выставке «;Арт-Пермь» ко мне подошла бабушка, -
рассказывает Анна, - и начала кричать, что куклы - это от дьявола.
Женщина была явно не в себе. Уверена, все зависит от того, как к куклам
относиться. Я вот всех люблю - и своих, и чужих.
По признанию друзей и близких, Анна - человек настроения. Об этой черте своего характера мастер говорит с улыбкой:
- Когда настроение у меня хорошее, я милая, когда плохое - ужасная.
И ни с кем не могу общаться. Вернее, со мной никто общаться не может.
Подруги звонят и чувствуют по голосу - Анька злая. И сразу начинают
прощаться.
Кто не церемонится с творческой натурой Анны - так это ее дочка
Серафима. Обычно малышка не поддается на уговоры и отказывается идти в
садик: мама ведь дома, лучше с ней посидеть. Сима - полноправный
участник творческого процесса. Когда Анна мастерит очередную куклу,
девочка играет с лентами и пуговками, все надевает на себя и довольная
сидит в горе тряпок.
Кстати, о тряпках. Анна и сама очень их любит. Костюмы для своих кукол почти всегда делает из старых домашних вещей.
- Старые ткани мягче, они лучше драпируются и естественнее выглядят,
- признается кукольница. - Да и не должна декоративная кукла выглядеть
с иголочки, накрахмаленной быть, накрашенной. Мне нравится, когда в
работе чувствуется налет времени.
Все свои работы Анна любит и помнит. Ведь кукла для нее - не копия
человека, не игрушка, не вещь. Это - картина, художественный объект.
Воплощение таинственной и живописной мысли мастера.
ИЗ ДОСЬЕ «;ЗВЕЗДЫ»
Анна Зуева
Художник Пермской галереи авторской куклы, член Союза художников
России и Уральской ассоциации художников по куклам. Участница
«;Московского салона кукол», «;Арт-Перми» и других российских и
международных выставок. Победитель и лауреат множества конкурсов.
Так, в 2005 году на выставке Уральской ассоциации художников по
куклам она заняла первое место в номинации «;Литературный и
исторический персонаж». В 2007 году стала третьей на «;Кукольном
дефиле» в Новосибирске. А через год выиграла конкурс журнала
«;Кукольный мастер» в номинации «;Золотое сечение». Анна -
неоднократный победитель тематических выставок Пермской галереи
авторской куклы.
Любимым делом она занимается вот уже 20 лет. За это время с ее
легкой руки на свет появилось более ста кукол! На создание каждой из
них требуется разное количество времени - от одной недели до двух-трех
месяцев.